Электронные обращения

Уважаемые заявители!

Со 2 января 2023 года в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» изменяется порядок подачи электронных обращений.

Электронные обращения будут подаваться через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (http://обращения.бел). Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно.

ВАЖНО! Действующий в настоящее время способ подачи электронных обращений в учреждение  использоваться не будет.

К сведению населения!

Законом от 28.06.2022 № 176-3 внесен ряд изменений в Закон от 18.07.2011 № 300-3 «Об обращениях граждан и юридических лиц», среди которых:

  1. С 2 января 2023 г. направление электронных обращений будет возможно только с помощью государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, и только в государственные органы и организации. Для заявителей доступ к системе, а также использование информационных ресурсов будет бесплатным. Подача электронных обращений с помощью электронной почты или специальной формы на сайте нашего учреждения станет невозможной.

Для подачи электронного обращения в любую государственную организацию заявитель должен зайти на сайт ИКрз://обращения.бел/ и пройти идентификацию и аутентификацию. Через указанный сайт (с использованием личного кабинета) можно будет получить ответ на электронное обращение.

  1. Заявитель вправе применять аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку с согласия должностного лица, проводящего личный прием (абз.8 ст.7 Закона № 300-3).

Предусматривается и ситуация, при которой заявитель начал противоправное применение технических средств после начала личного приема, уже успев изложить суть обращения. В подобном случае устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу (п.2 ст.6 Закона № 300-3).

  1. Введение понятия «злоупотребление правом на обращение».

Перечни случаев, когда письменные и устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, дополняются указанием на то, что обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. При этом заявителю должно быть направлено уведомление об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения (абз.8 п.1, абз.7 п.2 ст. 15 Закона № 300-3).

Конкретный перечень ситуаций, которые признаются злоупотреблением правом на обращение, не устанавливается, поскольку невозможно учесть все ситуации, возникающие на практике, и ограничить правоприменителя в применении этого механизма.

Решение об оставлении обращения по существу по данному основанию принимается в общем порядке руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.

  1. Ознакомление заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений

В целях исключения конфликтных ситуаций, связанных с фиксацией полученной информации, зачастую возникавших на практике при ознакомлении заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, закрепляется право заявителей делать выписки из этих материалов, осуществлять их фотосъемку (абз.З ст.7 Закона № 300-3).

Это позволит реализовать право заявителей на получение необходимой информации, избежать при этом возложения обязанности изготавливать копии таких материалов на организации, предоставляющие их для ознакомления.

  1. Ответы на письменные обращения массового характера

На письменные обращения, которые носят массовый характер, распространяется механизм, ранее применявшийся только к электронным обращениям.

Если поступающие письменные и (или) электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более 10 обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте организации в сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям (п.1 ст.251 Закона № 300-3).

  1. Случай, когда можно давать ответ заявителю о невозможности предоставления запрошенных им сведений Закрепляется право организаций и ИП, рассматривающих обращения, давать ответ заявителю с сообщением о невозможности предоставления запрошенных им сведений, если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено (ч.4 п.1 ст.14 Закона № 300-3).

Направление подобного ответа рассматривается как рассмотрение обращения по существу с применением соответствующих сроков рассмотрения обращений.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией:
  • в местных исполнительных и распорядительных органах, подчиненных им организациях, территориальных подразделениях (органах) и организациях, подчиненных или входящих в состав (систему) республиканских органов государственного управления и государственных организаций, подчиненных Правительству, другим государственным органам, иным организациям, осуществляющих свою деятельность и расположенных в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях;
  • в других государственных органах, иных организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих органов или организаций.
В случае, если вы обращаетесь в Министерство здравоохранения Республики Беларусь с электронным обращением впервые, вам необходимо направить ваше обращение в соответствующие органы, входящие в государственную систему здравоохранения Республики Беларусь.
Электронные обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее — граждане), и юридических лиц, направленные в Министерство здравоохранения Республики Беларусь рассматриваются в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц».
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» электронное обращение излагается на белорусском или русском языках.
Электронное обращение гражданина в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке должно содержать:
  • фамилию, собственное имя, отчество либо инициалы гражданина;
  • адрес места жительства (места пребывания) гражданина;
  • изложение сути обращения;
  • адрес электронной почты гражданина.
Электронное обращение юридического лица в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке должно содержать:
  • полное наименование юридического лица;
  • место нахождения юридического лица;
  • изложение сути обращения;
  • фамилию, собственное имя, отчество лица, уполномоченного подписывать обращения;
  • адрес электронной почты юридического лица.
ОСТАВЛЯЮТСЯ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ по существу обращения, которые (по которым):
  • изложены не на белорусском или русском языке;
  • не содержат фамилии, собственного имени, отчества, адреса места жительства (места пребывания) гражданина;
  • не содержат полного наименования юридического лица и адреса его места нахождения, фамилии, собственного имени, отчества руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения (для юридических лиц);
  • содержат текст, не поддающийся прочтению;
  • содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;
  • подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно- процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах;
  • в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;
  • пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;
  • подано повторное обращение, если оно уже было рассмотрено по существу и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;
  • с заявителем прекращена переписка.
Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а требующие дополнительного изучения и проверки, — не позднее 1 месяца.
Ответы на электронные обращения направляются в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в электронном обращении, либо в письменном виде по месту жительства (месту пребывания) гражданина или месту нахождения юридического лица в случаях, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц».