Ваш ребенок пошел в школу

Ваш ребенок пошел в школу.

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. 1 сентября для первоклассника – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизвестный мир.

Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир, который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.

Начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Внешне кризис развития проявляется в том, что доселе понятный для взрослых, эмоционально непосредственный, «прозрачный» в своих желаниях, мотивах ребенок начинает проявлять немотивированное своенравие, нарушается непосредственность его реакций. Переживания начинают осмысливаться ребенком, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. у ребенка формируется самосознание, развивается самооценка, самолюбие, возникает острая борьба переживаний. Определенные требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Физиологической основой кризиса семи лет считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой, сменой зубов.

Наиболее яркими симптомами переходного периода являются нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения, капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, конфликтность, кривлянье, раздражительность, агрессивность, дерзость, мстительность и т.п. Дети становятся для взрослых непонятными, а потому непослушными, и с трудом поддаются воспитательным воздействиям. Наступление этого кризиса – один из признаков психологической готовности ребенка в школе.

Ребенок, который идет в школу, должен:

  • Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и конце слова. Правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения.
  • Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на вопросы. Самостоятельно оставлять связный рассказ по картинкам.
  • Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке. Соотносить заданное количество предметов с цифрой.
  • Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
  • Составлять и рассказывать числа (например, 5 и 5 составляет 10, а 4 состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
  • Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб).
  • Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление.
  • Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.). ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена года.
  • Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.

С приходом в школу две основных проблемы ожидают ребенка: это новая социальная ситуация и связанные с ней часто непомерные психофизические нагрузки.

Переступая порог школы, ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, к нему теперь иначе относятся родственники, соседи, друзья, все вокруг поздравляют его с тем, что он уже большой, и у первоклассника начинает меняться вся его система отношений к миру, весь строй переживаний, потребностей, ценностей. Он попадает в новую систему взаимоотношений с окружающими, у него теперь новые права и обязанности, свое рабочее место.

Начало школьной жизни требует от ребенка сложной психологической перестройки. Раньше он жил преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, играми, а теперь приходится подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. На протяжении четырех уроков ребенок должен концентрировать внимание на учебном материале, даже если предлагаемые задания для него малозанимательны.

Дети, посещающие детский сад или другие дошкольные учреждения, легче адаптируются к новой социальной ситуации, им проще устанавливать и поддерживать контакты с незаконными детьми и взрослыми. «Домашние» дети нередко бывают очень напряженными и стеснительными, испытывая при этом чрезмерные эмоциональные нагрузки.

Дети в значительной степени различаются по уровню своей психологической готовности к школе – в развитии мотивации, интеллекта и социальной компетентности. Все это создает объективные трудности как для подготовленных, так и для неподготовленных учеников.

Все перечисленные трудности, с которыми сталкивается ребенок в школе, вся психологическая и физиологическая перестройка, которая с ним происходит, требуют, конечно, огромной чуткости и терпения от взрослых. Прежде всего это касается родительской тревожности. Родители так напряжены в ожидании предстоящего первого сентября, что центр их внимания порой смещается с ребенка, которому нужна постоянная психологическая поддержка, на себя, на свои переживания и воспоминания.

Нередко бывают случаи, когда родители, вспоминая свои школьные годы  и негативный опыт, связанный с общением с учителями или сверстниками, заранее содрогаются от мысли, что то же самое ожидает их ребенка, и невольно «заражают» своими опасениями и негативным настроем ребенка.

Тревога передается первокласснику, который бессознательно уже имеет негативные установки по отношению к школе, но не имеет еще собственного реального опыта и «считывает» опыт папы или мамы. Но ведь у вашего ребенка будет совершенно другой класс и вовсе не ваша учительница, свои уникальные переживания, связанные с началом новой школьной жизни. И родителям желательно сознательно, насколько это возможно, «притормаживать» собственные негативные воспоминания и отзывы на этот счет.

Прохождение ребенком кризиса семи лет вовсе не означает его непременную трудновоспитуемость, ссоры и выяснения отношений. Ведь конфликты между поколениями возникают тогда, когда родители проявляют негибкость, требуют от ребенка того, что в настоящий момент он просто не в состоянии осуществить, или душат его мелочной, беспрерывной опекой, подавляя потребности ребенка развиваться и иметь свой жизненный опыт.

Чтобы преодолеть эти узы, школьнику приходится стать дерзким, агрессивным. Немало семей, где ребенок проходит эти этапы развития гладко, если родители вовремя перестраиваются под новый возрастной период.

Наверное, самым мудрым руководством в воспитании на весь школьный период будет предоставление ребенку возможности всегда делать самому то, что он в состоянии сделать сам, и быть всегда рядом, когда ему нужны совет и помощь.

Советы родителям будущих школьников:

  • Не относитесь к ребенку как к взрослому буквально с 1 сентября. Не требуйте от него немедленной ответственности во всем, что касается его новой жизни. Сами регулируйте его свободное время и время для занятий дома. И поменьше говорите: «Ты должен», «Ты обязан». Ребенок и сам это поймет с вашей ненавязчивой помощью.
  • Выполнение уроков тоже потребует вашего участия, причем возможно больше, чем вы думаете, ведь нагрузки первоклассников сейчас значительно больше, чем в ваше школьное детство. Нет ничего страшного в помощи родителей, гораздо хуже напугать ребенка тем, что «вот не сделаешь – завтра тебя учительница будет ругать» или «наверное, тебя надо отправить в садик – ты ничего сам еще не умеешь делать».
  • Следите, чтобы на выполнение школьных заданий не уходил весь досуг первоклассника. Свободное время он должен проводить интересно и активно. посвятить этому выходные дни и, конечно, первые каникулы.
  • Школа учит нас не только знаниям, она во многом формирует наши представления о жизни, умения и навыки общения. Начиная с первого класса закладываются и развиваются такие качества, как умение дружить и ориентироваться в сложных ситуациях, стремление к успеху и умение переживать неудачи. Другим важным фактором формирования личностных качеств является воспитание родителей, но все же школа во многом определяет успешность человека в жизни.
  • Интересуйтесь не только оценками сына или дочери. Обязательно расспросите, как прошел день вообще, что рассказал сосед по парте и как играли на перемене. Не удуляйте повышенное внимание расспросам, как именно он ответил у доски, в каком месте ошибся и так далее.
  • Перед важным мероприятием – когда, например, предстоит рассказать стихотворение у доски – не стоит слишком фокусировать на этом внимание ребенка: «Выйдешь, соберись, все вспомни и расскажи хорошо», «Смотри, повтори, а то забудешь эту строчку» — так вы добьетесь прямо противоположного результата. Ведите себя спокойно, может быть, даже чуть равнодушно: «Ну, ошибешься – ничего страшного…»
  • Рассказывайте о своей школьной жизни не только то, что вы «всегда получали хорошие отметки» и «всегда делали все уроки до прихода родителей». Пусть ребенок знает, что вы тоже ошибались, тоже шалили и ссорились с друзьями, у вас тоже было плохое настроение и страх перед слушателями. И все это не помешало вам стать взрослыми умными и образованными людьми.
  • Расскажите учительнице об особенностях вашего ребенка, например, о том, что ему нужно повторить задание дважды. Если учительница будет знать об этом заранее, ребенок с большей вероятностью избежит лишнего стресса.
  • Поощряйте школьную дружбу – даже если, на ваш взгляд, это не совсем подходящий мальчик (или девочка). Но, в то же время, не вмешивайтесь в их конфликты и не пытайтесь разбираться с родителями. Дети должны сами разобраться – это им понадобится во взрослой жизни.
  • Первая учительница для ребенка – очень значимый человек. Именно от нее зависит, полюбит ребенок процесс учебы или будет относиться к нему как к тяжелой повинности. Отношение учительницы скажется на самооценке ученика, а это, как правило, сохраняется надолго. И даже родители не всегда в силах это изменить – авторитет учительницы у младших школьников очень велик. Если вы чувствуете, что учительница явно не любит детей и относится к ним соответственно (такое редко, но бывает), то лучший выход – перевод в другой класс или школу. Только убедитесь, что вы объективны в своей оценке и что проблема действительно есть.

Дорогие родители! В ваших силах сделать так, чтобы учеба стала для вашего ребенка не только нелегким и ответственным трудом, но и радостью.